БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ
СТАТИСТИКА
Яндекс.Метрика

Сейчас Вы находитесь:  Пресса о нас Пресса о нас Человек - это вообщем звучит Человек - это вообщем звучит

Человек - это... в общем, звучит! (О спектакле "На Дне" Академического русского театра им. Г. Константинова)

"Марийская правда "01 ноября 2011
Зритель, идя в театр, всегда мечтает о чем-то новом, неожиданном. Даже если это классика из школьной хрестоматии по литературе - "На дне" М.Горького.

Для ее постановки Академический русский театр собрал истинно сильнейший свой состав, и этот состав показал, на что способен. Хрестоматийные горьковские "босяки", утратив свою хрестоматийность, явились вдруг до боли знакомой компашкой из того самого дома, что напротив. Теми, с кем, бывает, здороваешься за руку (иногда превозмогая брезгливость) - куда деваться, из жизни не сбежишь. Причем для того, чтобы нищую, пьяную, больную, страдающую и вместе с тем развеселую, цинично-философскую братию перенести махом во времени на сто с гаком лет, создателям спектакля не понадобились никакие внешние атрибуты. Ни обряжать обитателей костылевской ночлежки в подобие современных костюмов, ни раскрашивать стены граффити, ни детально копировать тип нынешнего люмпен-пролетария. Горький остался Горьким, а герои его внезапно оказались рядом - здесь и сейчас.

Владимир Портнов, режиссер-постановщик спектакля:
- Я расскажу вам, откуда у меня появилось желание ставить именно "На дне". Однажды пошел выбрасывать мусор, подошел к контейнеру и уже хотел было опрокинуть в него ведро... И вдруг оттуда появился человек в очках, слегка небритый, и поглядел на меня. Он смотрел мне в глаза секунд десять, после чего сказал: "Человек - это звучит гордо!" - и снова нырнул в мусорный бак.

Визитка
- Владимир ПОРТНОВ (г. Москва) - советский и российский режиссер и актер. В качестве режиссера-постановщика ставил спектакли в театрах им. Маяковского, Станиславского, был главным режиссером Театра на Малой Бронной. Сыграл более 100 ролей в театре и около 30 в кино.

Слово "человек" может звучать по-разному, в зависимости от настроения и обстоятельств. Сатин (засл. арт. России Станислав Снеговской) произносит в портновском спектакле свою знаменитую фразу следующим образом: "Человек - это звучит!" - опрокидывая кружку водки. "Гордо...", - "провалилась" сорокаградусная... Традиционно громогласный пафос "сатинской правды" приглушен и сглажен тонкой, умной иронией.  "Я  всегда  презирал  людей,  которые  слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Человек выше сытости!" - рассуждает он за тарелкой с набитым ртом.

Вообще, во время спектакля "На дне" в постановке театра им. Г. Константинова, внезапно обнаруживаешь, что в горьковской драме очень много забавного. Кто бы мог это предположить, глухо тоскуя над страницами пьесы в школьные годы?! Конечно, веселье это далеко не солнечно-лучезарное, а скорее, скептическое ухмыляние. Умирающая Анна (засл. арт. РМЭ Людмила Аксенова), цепляясь за последнюю надежду-соломинку, испрашивает "утешителя" Луку: "А... может... может, выздоровлю я?" - "На что?" - громко и искренне изумляется тот ("умерла - так умерла" - классика народного "черного" юмора), вызывая в зале волну невольных смешков. Фарс? Трагедия? Нет - жизнь! "Нормальная" жизнь людей, придавленных внешними обстоятельствами и собственным внутренним бессилием. Не спешите жалеть или осуждать - лучше подумайте, а часто ли мы сами оказываемся способными сделать поворот в своей жизни?

"Надо будет накинуть на тебя полтинничек", - ласково-вкрадчиво говорит издерганному, отчаявшемуся слесарю Клещу (нар. арт. РМЭ Фридрих Кулев) хозяин ночлежки Костылев (нар. арт. РМЭ Виктор Гришин). Что мы обычно делаем, получив квитанцию по квартплате с очередным повышением на "полтинничек"-другой? Чаще всего бессильно ругаемся! Или... смеемся, если ругаться уже нет сил.

"Дно", где живут обитатели костылевской ночлежки в трактовке режиссера Владимира Портнова - это не единственный уровень бытия. Есть что-то еще ниже "дна". Прямо перед ногами актеров находится яма, куда летит мусор, сломанная мебель, огарки свечей, а Васька Пепел (засл. арт. России Юрий Синьковский) плюет туда в первой сцене спектакля. Но есть что-то и выше. В финале, когда Актер (арт. Сергей Васин)  кончает жизнь самоубийством на пустыре - "портит песню" пьяной уже до полного бесчувствия компании, люди вдруг поднимают глаза вверх. И, на секунду отрезвившись от хмельного угара, видят там нечто. А что именно, гадать и додумывать нам.

Владимир Портнов:
- Когда я был молодым, видел только минусы. "Бог сотворил  людей правыми, но они пустились в большую затейливость". И я ставил о той затейливости, в которую пустились люди. Но чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что театр - не секта с актом самосожжения, а религия - со свечкой и надеждой...

Кстати
- 26 октября АРТД им. Г. Константинова представил с успехом спектакль "На дне" в Нижнем Новгороде на пятом Российском театральном фестивале им. М.Горького. Театр из Йошкар-Олы выступал на сцене вслед за  Государственным академическим Малым театром, а также Московским драматическим им. Н. В. Гоголя - а это, кстати, огромная ответственность.


Автор: Алексей Мельчанов