БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ
СТАТИСТИКА
Яндекс.Метрика

Ночь в театре, или поиск новых театральных форм

Каким может быть современный театр? В каком направлении ему развиваться? Какова она - современная драматургия? Этими и другими вопросами задались участники творческой лаборатории, проходившей с 20 по 29 мая в Академическом русском театре драмы им. Г. Константинова.

Эта лаборатория была проведена в рамках реализации гранта Главы республики «Новый век. Новые театральные формы». Уже два года подряд театры нашей республики получают гранты для реализации своих творческих проектов. В этом году одним из таких театров стал и русский драмтеатр.

Эскиз-спектакли

Основным мероприятием лаборатории стала подготовка эскиз-спектаклей. Для этого были приглашены пять режиссеров из разных городов. В проекте участвовали Татьяна Воронина (Москва), Евгений Аладинский (Казань), Александр Тарасов (Воронеж), Иван Немцев (Караганда, Республика Казахстан) и Алексей Ямаев (Йошкар-Ола). Было важно, чтобы за плечами этих режиссеров уже имелись постановки современной драматургии, чтобы это были режиссеры профессиональных театров со специальным образованием и чтобы они были достаточно молоды. Каждый из них создал свою творческую группу, которая работала над выбранной режиссером пьесой современного автора, и в итоге 26 мая на суд зрителей и театральной общественности были представлены эскизы спектаклей. Процесс постановки занял пять дней. Очевидно, что за такой короткий срок невозможно создать полноценный спектакль, поэтому главным в этой работе было показать режиссерский замысел в его развитии.

Обязательным условием было наличие в спектакле основных его элементов - завязки, кульминации и развязки. Спектакль не должен был превышать 60 минут. Допускалось опускать сцены, которые не несут основной смысловой нагрузки, могли опускаться неосновные герои, но вот линия главного героя должна была быть проведена очень четко. Репетиционный период включал в себя все элементы, которые обычно бывают в театре - и застольную читку, и выход на площадку, и собственно прогон. Единственное - все это происходило в сжатые сроки, а вопросы костюмов, реквизита и декораций решались на подборе.

Михаил Хейфец «Спасти камер-юнкера Пушкина» Христо Бойчев «Полковник-Птица» Ксения Драгунская « Луна-парк имени Луначарского»

«Представленные эскиз-спектакли были совершенно разные, - рассказывает директор театра драмы Сергей Московцев. - От фантастического спектакля по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева «Полковник-птица» (режиссер Иван Немцев, г. Караганда) до бытового «Дома» по пьесе Евгения Гришковца (режиссер Евгений Аладинский, г. Казань). Был показан яркий, стильный «Луна-парк им. Луначарского» Ксении Драгунской (режиссер Александр Тарасов, г. Воронеж) и в совершенно другой манере решен был эскиз по пьесе Александра Молчанова «Убийца» (режиссер Алексей Ямаев, г. Йошкар-Ола). Также был представлен спектакль по пьесе Михаила Хейвица «Спасти камер-юнкера Пушкина» (режиссер Татьяна Воронина, г. Москва). При этом многие из них были доведены практически до состояния полноценного спектакля».

Интересно, что в работе над созданием эскиз-спектаклей приняли участие не только актеры русского драматического театра, но и актеры ТЮЗа, театра оперы и балета и студенты колледжа культуры и искусств.

 
Евгений Гришковец «Дом» Александр Молчанов «Убийца» М. МакДонах «Человек-подушка»

«Участвовать в этом проекте было очень интересно и познавательно, - делится впечатлениями солист оперной труппы театра им. Э. Сапаева Александр Вахрамеев. - В нашей профессии порой недостает того, что умеет артист драматического театра. С одной стороны, нам сложнее, потому что мы артисты музыкального театра, с другой стороны, мы иногда можем «спрятаться» за музыкой, если что-то не получается в драматической игре. Здесь же чувствуешь себя как будто голым. Я играл двух разных по характеру друзей в спектакле по пьесе «Дом». Один - довольно жесткий персонаж (его мне было проще воплощать), второй - открытый и искренний. Вот здесь было уже сложнее, так нельзя было допустить наигранности. Благодаря этому проекту, я узнал определенные вещи, на которые стоит обратить внимание в актерской игре».

Нижегородские коллективы

Параллельно педагогами Нижегородского театрального училища им. Е.А. Евстигнеева проводились мастер-классы по сценической речи, сценическому движению и актерскому мастерству. Также в рамках лаборатории коллективами из Нижнего Новгорода были представлены экспериментальные спектакли по произведениям современных авторов. Театр одновременной игры «Zоопарк» представил спектакль «Человек-подушка» по пьесе М. МакДонаха, причем представил не на сцене, а практически в зрительном зале - на своеобразном подиуме, доходившем до третьего ряда партера. Этот спектакль об ответственности за слово, о том, как вымышленный мир может стать опаснее реальности (особенно, если кто-то это вымышленное пытается реализовать). Театр обозначил жанр как «страшная сказка для взрослых» и даже вывесил предупреждение о том, что лицам до 18 лет на этом спектакле делать нечего. Декорации минималистичны - металлический стол, металлический шкаф и несколько стульев. Потрясающая игра актеров: Александра Сучкова, Льва Харламова, Сергея Блохина, Валентина Омётова. На следующий день студенты театрального училища показали свои одноактные спектакли - «Оркестр» по пьесе Жана Ануя и «Портрет Мадонны» Т. Уильямса, решенные в стиле театра масок.

Но особенно запоминающейся оказалась проведенная «ночь в театре»: в 23 часа был представлен спектакль «Три дня в аду» по пьесе современного белорусского драматурга П. Пряжко. Режиссер - Леонид Чигин (к слову, именно он поставил в нашем в театре им. Г. Константинова спектакля «Инишмаан int» и «Ромео, Джульетта и другие»). Спектакль был представлен в незнакомой для йошкар-олинского зрителя, но набирающей популярность в России и мире форме читки пьесы. Да-да, именно читки, ведь актеры свои роли буквально читали с листа. Затем последовало довольно бурное обсуждение. Такая форма, когда это уже не текст, но еще и не полноценный спектакль, многим пришлась по душе, хотя и не всем. Йошкар-олинская публика благосклонно решила, что такая форма театра имеет право на существование, жаль, что пьеса не всем оказалась по нраву. Надо сказать, что однажды в просторах Интернета я наткнулась на читку пьесы «Три дня в аду», только читала одна девушка и довольно монотонно. Я тогда просто не смогла дослушать до конца. Проект же нижегородских ребят был интересен своей инсценировкой. Актеры не только прочитывали, но и проигрывали свои роли. Было интересно наблюдать за молодыми актерами, за их эмоциями и за тем, как их захватывает само действо. Кстати, в Нижнем Новгороде уже года два активно действует проект «Драмаtalk», представляющий в этой форме пьесы современных авторов - те, что не каждый театр возьмется поставить.

гражданка Ирина Суворова