БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ
СТАТИСТИКА
Яндекс.Метрика

Новые впечатления и творческий опыт

6 декабря 2011 Газета “Йошкар-Ола”

ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ «МОСТ ДРУЖБЫ – 2011»

10 дней в Академическом русском театре драмы им. Г. Константинова зрители знакомились с работами талантливых театральных коллективов, участников фестиваля.

В рамках «Моста дружбы» йошкаролинцы впервые увидели постановку такого знаменитого коллектива, как Театр «На Покровке», представившего спектакль «Пять вечеров».

Впрочем, работы театров из Казахстана, Башкирии, Татарстана, Марий Эл и Чувашии были не менее интересны. Оценивали их не только зрители, но и жюри, которое возглавляла театральный критик, завлит Театра им. Евг. Вахтангова Людмила Остропольская. В судейскую коллегию также вошли лауреат премии им. А. Кугеля московский критик Александр Соколянскийи йошкаролинцы – заслуженный работник культуры России искусствовед Людмила Кувшинская и доктор филологических наук, профессор Александр Липатов.

После каждого конкурсного спектакля следовало длительное и обстоятельное обсуждение, в ходе которого происходил обмен мнениями, детальный разбор постановки, высказывались пожелания и советы.

В результате в номинации «Лучший спектакль» победителем признана постановка Валентина Ярюхина «Забыть Герострата!» Русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны). Диплом в номинации «Лучшая режиссерская работа» вручен Владимиру Портнову за спектакль «На дне» Академического русского театра драмы им. Г. Константинова. За лучшую женскую роль награду получила Ангелина Стацюк из Бугульмы, сыгравшая Екатерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда» Государственного русского драматического театра им. А.В. Баталова. Лучшую главную мужскую роль, по мнению жюри, исполнил актер из Набережных Челнов Сергей Заболотский в спектакле «Забыть Герострата!».

Йошкар-олинская актриса Надежда Белобородова отмечена в номинации «Надежда» за исполнение роли Наташи в спектакле «На дне». Специальный диплом в номинации «За лучшую роль второго плана» вручен Андрею Красноштанову за исполнение роли Черта в спектакле «Ночь перед Рождеством» Акмолинского областного русского театра драмы Республики Казахстан. Национальный молодежный театр им. М. Карима (Уфа), представлявший спектакль «Зимы не будет!», удостоен специального диплома в номинации «За лучший актерский ансамбль».

И пусть награды фестиваля достались далеко не всем участникам, главный приз – новые впечатления и творческий опыт, – по их единодушному мнению, достался всем.

К слову, не только критиками были подмечены допущенные на сцене промахи: на них – уже в шуточной, но от этого в не менее убедительной форме веселых капустников – указывали актеры театра им. Г. Константинова Юлия Охотникова, Елена Паршкова, Антон Типикин, Евгений Сорокин и другие под умелым руководством заслуженного артиста РФ Юрия Синьковского. Быстро, ловко и остроумно находили они свой «ответ» для каждого коллектива – ведь все проходило спонтанно, сразу же после спектакля.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ ПАЛИТРА

Открыли фестиваль хозяева сцены – Академический русский театр драмы им. Г. Константинова. В спектакле по пьесе М. Горького «На дне» нетрудно узнать наши дни, – впрочем, грандиозные декорации сценографа Виктора Шилькрота не приурочивают происходящее на сцене к определенному историческому периоду. Это не хрестоматийная трактовка Горького, но и не эпатажная. Скорее, действо, выхваченное из нашей повседневной жизни. Люди на сцене живут легко – оттого и спектакль вышел не тяжелым и не мрачным, заставляющим, однако, задуматься. Над чем? Это решать зрителям. А жюри фестиваля свой положительный вердикт уже вынесло.

Как и любой театральный фестиваль, «Мост дружбы» являет собой обширную площадку для активного творческого общения, обмена опытом и, конечно, обучения. Такая возможность предоставляется всем участникам. Поучиться есть чему – как у других театральных коллективов, так и у критиков, искушенных в театральной теории и практике. К последним следует прислушаться особо. Много полезных пожеланий и добрых дельных напутствий было высказано жюри по поводу работы начинающего режиссера А. Луценко – спектакля по пьесе А. Островского «Бесприданница» (Горномарийский театр драмы, г. Козьмодемьянск), а также в адрес Марийского театра юного зрителя, представившего драму Г. Гордеева «Бабье лето». Многообещающий потенциал критики увидели в труппе чебоксарского театра, однако об их спектакле «Сон в летнюю ночь» отозвались довольно сдержанно.

В современной сказке «Зимы не будет!» (В. Ольшанский), которую рассказали актеры Национального молодежного театра им. М. Карима из Уфы, блистали коты. Да-да, именно эти зверьки, живущие рядом с нами и оказывающиеся порой намного мудрее и добрее людей. Уфимские коты предстали перед йошкаролинцами в не совсем привычном облике: никакой излишней зооморфности в виде костюмов, масок, кошачьих когтей и повадок, никакого мурлыканья. Коты говорят на том же языке, что и мы, они – такие же люди. Актерский ансамбль театра, награжденный дипломом фестиваля, сумел раскрыть главную тайну котов: их человеческую суть.

Актеры Акмолинского областного русского театра драмы (Республика Казахстан), превосходно владеющие мастерством вокала, пластики, танца, привезли зажигательную музыкальную комедию по мотивам повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Не перегруженный литературностью, спектакль порадовал публику легким и задорным шоу, в котором больше всех отличился артист Андрей Красноштанов, виртуозно перевоплотившийся в юркого, пронырливого и вполне симпатичного Черта.

Смешение стилей и эстетик характеризовало многие спектакли. Но, видимо, так уж положено в наше время – время эклектики и микса. В частности, «Леди Макбет Мценского уезда» в трактовке Государственного русского драматического театра им. А.В. Баталова (г. Бугульма) приобрела довольно странные, несколько размытые очертания полусонного мира, сотворенного из языческого и христианского начал. Однако образ Катерины Измайловой, грешной, страдающей, но сильной, любящей женщины, удался, отсюда и награда в номинации «Лучшая женская роль».

Выступления московских театров прошли на ура. «Развязка «Ревизора», предложенная Русским духовным театром «Глас» (театральная версия Н. Астахова и Т. Белевич), озадачила зрителей, заставив погрузиться в размышления над многими вопросами, над состоянием того «города», который находится в нашей собственной душе, обратиться к собственной совести – Ревизору, от которого уже ничто не укроется. Очень тепло были приняты спектакли «Мой бедный Марат» Московского областного драматического театра (г. Ногинск), «Пять вечеров» (Театр «На Покровке») и «Шутки в глухомани» (Московский областной государственный ТЮЗ, награжденный специальным дипломом «Любовь зрителей»).

«ГЕРОСТРАТА» ЗАПОМНИЛИ!

О спектакле, признанном жюри лучшим, надо сказать особо. Начнем с того, что «Забыть Герострата!» – точное попадание в цель, безошибочный выбор театра. История, поведанная Григорием Гориным, современна. А в трактовке «Мастеровых» она действительно современна.

Сцена из спектакля «Забыть Герострата!» – лучшего спектакля фестиваля «Мост дружбы-2011»

Немного сбитый с толку отсутствием античных одеяний, но заинтригованный, Человек в зрительном зале с самого начала вовлекается в игру, он вместе с Человеком театра (В. Макаровым) следит за происходящим, становится сопричастным. Игра, предлагаемая «Мастеровыми» на сцене, представляет собой как бы самый срединный слой бытия, где с помощью затейливой конструкции, составляющей сценографический костяк, уравновешиваются и переворачиваются все его крайности: высокое и низкое, истинное и ложное, великое и малое, белое и черное. Верх и низ легко меняются местами – стоит только слегка задеть этот «аттракцион», привести его в движение, нарушив необратимость пространственной вертикали. Мудреное приспособление, напоминающее качели, становится то весами, то ложем любви, то дыбой – в зависимости от обстоятельств. Непрерывающийся диалог со зрителем ненавязчив и естественен: это не призыв, не указание – увидь, узнай, пойми, а констатация факта – видишь, знаешь, узнаешь и, конечно, понимаешь.

Метаморфозы, происходящие с персонажами, поразительны. Причем это превращения не только внешнего, но и внутреннего характера. Вот появляется Клементина (А. Комлева) – изящная девочка-непоседа, взбалмошная, озорная нимфетка. Как неожиданно, как внезапно и как, можно сказать, гениально она оборачивается статной, гордой правительницей, ее кокетливые бантики расплетаются, и по плечам, словно мантия, рассыпаются великолепные волосы, а душа, которую щекочет тщеславие, наполняется решимостью.

Нетривиально решение образа Эриты (Т. Аржанцева): в нем очень тонко и остроумно продемонстрирована специфика жанра трагикомедии – амбивалентность. Явление жрицы храма Артемиды, жаждущей отмщения за богохульство, торжественно и по-мистериальному таинственно. Однако величественная, устремленная ввысь статуя вдруг оказывается немного нелепой, странноватой и суетной особой; но в своем убеждении она остается непреклонной. В этом-то несоответствии внутреннего внешнему и состоит комизм. Точнее – трагикомизм.

Герострат (С. Заболотский). Пожалуй, и вправду он Человек страшный и привлекательный. Герострат, хитроумный торговец, ловкий манипулятор, соблазнивший правительницу Эфеса и заставивший бывшего архонта прислуживать ему в тюрьме. Герострат, оставивший после себя целую вереницу последователей, легендарный разрушитель, чье имя осталось в истории, затмив имена созидателей. За что? За что ему эта слава?.. Наверное, за грамотное и удачное распределение ролей, за изумительную игру артиста.

В спектакле нет ни одной проваленной роли, ни один образ не может быть обойден вниманием (в том числе Тиссаферн – Е. Федотов, Клеон – Н. Строганов, ростовщик Крисипп – М. Стабровский, Тюремщик – В. Радостев), у всех есть своя отличительная деталь, своя фишка (ах, как, например, уплетает арестантский паек повелитель Эфеса, сатрап персидского царя, с какими словами, с какой интонацией, с какой мимикой!). Театральный коллектив из Набережных Челнов обладает редким и ценным качеством: его великолепная труппа, каждый актер которой наделен яркой индивидуальностью, способна искусно работать в ансамбле. И работать так, что индивидуальность не стирается, не стушевывается, напротив, подчеркивается и углубляется.

Забыть ли Герострата, поджегшего храм Артемиды больше двух тысяч лет назад? Над этим еще стоит подумать. Но вот забыть спектакль «Мастеровых» невозможно.

ИТОГИ

В заключение хотелось бы сказать, что фестиваль оказался интересным и поучительным. Завершился он на высокой ноте, вселяющей надежды на новые встречи, на то, что у этого праздника будет достойное продолжение – истинное пиршество Духа, торжество Искусства. «Мы должны быть владетелями искусства всех времен и всех стран», – утверждал Константин Георгиевич Паустовский. Что ж, пожалуй, в какой-то степени эта идея близка целям фестиваля «Мост дружбы», проходящего в уникальном городе, архитектурный облик которого соединил черты российской столицы, северной Венеции, Голландии и Бельгии.

Подготовили Алевтина ГАЙДУКОВА,
Анна КАМАЕВА, зав. литературной частью Академического русского театра драмы им. Г. Константинова