БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ
СТАТИСТИКА
Яндекс.Метрика

В театре артистов не одевают, а заряжают


("Марийская правда", 31 января 2012)


 
Театр обычный зритель знает лишь с одной стороны - из удобных кресел зрительного зала. А по другую сторону, кроме артистов, режиссеров, художников, есть еще и бутафоры, осветители, гримеры и костюмеры, так же достойные своего "браво!", как и артисты, выходящие на поклон в конце спектакля.

Актеры как дети
 Огромный склад костюмов Академического русского театра драмы кажется тесной комнатушкой из-за большого количества самой разнообразной одежды, висящей здесь. Тут и длинные, роскошные платья, фраки, френчи, элегантные костюмы и какие-то хламиды: все это годами копилось в стенах театра и покинет их лишь по причине полной негодности. Все эти костюмы сродни боевым ветеранам: они многое повидали, а значит, вполне способны рассказать немало историй из своей бурной жизни. Главное, суметь это сделать.

 Заведующая костюмерным цехом Галина Лобанова одна из тех, кто обладает этими способностями. Она впервые переступила порог театра 16 лет назад и уже не смогла покинуть его. Раньше работала швеей,  профессия, можно сказать, родственная.

 - Помню свой первый спектакль, - рассказывает она, - остается совсем немного времени до начала, но вдруг выясняется, что у одного актера в костюме не хватает галстука. Меня отправили за ним, а я заплутала во всех этих театральных коридорах и вовремя не успела галстук принести. Ох, и ругали меня!.. В общем, было очень тяжело, я все думала уйти, но что-то всегда останавливало. А потом  привыкла и уже сейчас не могу представить свою жизнь без театра.

 Работы у театрального костюмера много. Перед спектаклем надо все проверить, погладить. Если есть необходимость, что-то пришить или залатать, короче, привести в порядок и обувь, и костюм, вплоть до таких мелочей, как носовые платки или носки.

 - Перед выходом на сцену актеры такие невнимательные. Они полностью погружены в роль, - смеется Галина Александровна. - Так что их надо одевать, как маленьких детей. Кстати, мы говорим не одевать, а заряжать. Во время спектакля надо всегда быть  рядом - за кулисами или в гримерках. На некоторых спектаклях в течение трех минут костюмерам приходится переодевать человек пять сразу. Все на нервах, руки дрожат, торопишься, а тебя еще и подгоняют: "Быстрее, Галина, быстрее". В общем, суматоха страшная.

Ждать 10 лет и дождаться
 Костюмы готовятся к каждой премьере заранее. Или подбираются из того, что уже есть на складе, или покупаются, или шьются по эскизам главного художника.

 Всего в Русском драматическом театре три склада с одеждой. Два из них действующие, а в третьем хранятся костюмы, которые в ближайшее время вряд ли могут пригодиться. Но некоторые дожидаются своего часа, как, например, старая советская военная форма, которая сейчас задействована в новом спектакле "Солдатики".

 Театральный костюм - вещь капризная, тем более если ему 30 лет. Вполне логично, что он может и порваться в самый ответственный момент спектакля.

 - Вот недавно, - вспоминает Галина Лобанова, - ставили у нас "Чайку", и у одной героини было длинное платье, на которое  наступили,  да так, что оно сильно укоротилось. Пришлось чинить его на бегу между сценами. Хотя бывает, что артистам приходится прямо на сцене  выкручиваться и делать вид, что так оно и было задумано. В театре народ находчивый. Правда, потом ругает нас ого-го как!

 По словам нашей героини, атмосфера в театре уникальная, как будто совершенно другой мир. Люди здесь гораздо эмоциональнее. Могут в сердцах много чего наговорить, но потом быстро отходят и снова живут душа в душу. И все общаются очень по-доброму.

Вещи не молчат
 Во время разговора мы медленно шли вдоль вешалки, которая казалась нескончаемой. И чего только здесь нет! С каждым костюмом связана своя история. Например, вот эта форма американского полисмена была заказана в США специально для спектакля "Не верь глазам своим". Благо в Америке живет бывшая работница театра, она и помогла найти униформу. А вот эти стоптанные ботинки 42-го размера принадлежат герою Юрия Синьковского Пустозвону Джонни. К каждой роли скрупулезно подбирается свой костюм. Здесь важна каждая деталь, вплоть до стоптанности башмаков.

 Все части костюма - обувь, головной убор и т. д. - расположены на своем месте под биркой, где указаны название спектакля и имя актера, который его надевает. Строгая система. Костюмы для идущего сегодня спектакля висят на ближайшем к двери стеллаже, чтобы в любой момент можно было достать их и привести в подобающий вид.

 В общем, работы много, а заработная плата у костюмеров, как и у всех работников театра, небольшая. Но тем не менее Галина Лобанова  понимает, что ни за какие деньги уже не покинет ставший столь любимым театр, где вечно звучит один и тот же вопрос: "Галя, где мой костюм?". Это ее мир.

Автор: Дмитрий Никитин