О театре

История театра

Официальной датой рождения русского театра в Марий Эл считается 1937 год, когда на базе Маргостеатра была создана русская труппа.

Первыми постановками русской труппы в составе Марийского государственного театра стали «Аристократы» Н. Погодина, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Далекое» А. Афиногенова и «Без вины виноватые» А. Островского.

В 1938–1939 годах во главе русской труппы Марийского государственного театра стояли художественный руководитель Б. Володарский, директор И. Родимов, режиссер В. Славин. В статье Председателя Президиума Верховного Совета Марийской АССР Т.И. Кавалерова, посвященной 10-летию Маргостеатра («Марийская правда» от 11.11.1939 г.), отмечается: «Художественный руководитель русской драмы Б.С. Володарский сумел обеспечить высокое качество спектаклей и немало поработал над тем, чтобы придать театру определенное творческое лицо».

22 июня 1941 года в Йошкар-Оле состоялась премьера спектакля «Иван Шуст» И. Устинова (режиссер-постановщик Г. Крыжицкий, художественное оформление – А. Месенев, музыка – Л. Сахаров) – первой пьесы на русском языке в республике, поставленной на местную историческую тему. Сюжет ее посвящен одному из эпизодов восстания Степана Разина 1670–1671 гг., происходившему на территории Марийского края. «Постановка русской труппой Маргостеатра в день празднования XX-летия Марийской АССР исторической пьесы И. Устинова «Иван Шуст» является не только крупнейшим событием в истории марийского театра, но и должна быть отмечена в истории советской драматургии… Впервые историческое прошлое марийского народа, становится достоянием драматургии», – писал в своей рецензии профессор Марийского государственного педагогического института Н.Н. Фатов (Марийская правда, 13. 07.1941).

 

Серьезному испытанию театр подвергся в годы войны. Весь его творческий опыт прошел суровую проверку военным временем. С началом войны и эвакуацией населения в Йошкар-Олу все учреждения искусств были сконцентрированы в здании Маргостеатра. Перестраивался репертуар, требовалось показать зрителю героическую борьбу советского народа с германским фашизмом.

В те годы в репертуаре театра были такие спектакли как «Жди меня», «Парень из нашего города», «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Синий платочек» В. Катаева, «Чрезвычайный закон» бр. Тур и Л. Шейнина, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Раскинулось море широко» В. Вишневского, «Встреча в темноте» Ф. Кнорре, «Забавный случай» К. Гольдони, «Отелло» В. Шекспира.

С 1946 по 1963 год ставились лучшие пьесы советской драматургии – «За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Дети Ванюшина» С. Найденова, «Калиновая роща» А. Корнейчука. Русская классическая драматургия была представлена пьесами А. Островского «Без вины виноватые», «Не все коту масленица», «Таланты и поклонники», «Поздняя любовь», «Недоросль» Фонвизина, «Дядя Ваня» Чехова. Западная драматургия – пьесами «Мачеха» О. Бальзака, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Хитроумная влюбленная» Л. де Вега.

Театр обращался и к пьесам марийских национальных драматургов. С большим успехом шли спектакли «Ксения» А. Волкова (реж. М. Толчинский, худ. М. Дубков), «Черный волк» Н. Арбана (реж. М. Толчинский, худ. А. Соломатин). К этому времени сложилась интересная труппа театра: заслуженные артисты РСФСР Л. Орловская, А. Шарский, Н. Попова, В. Привалихина, Л. Скрябин, В. Федяшов, Н. Конюкова, засл. арт. МАССР И. Яковлев, М. Каплин-Дарский, М. Правдин, А. Скороход, Н. Соколовский и др. Несмотря на это начало 60-х годов стало очень трудным периодом для театра. Частая смена главных режиссёров, административного руководства – а отсюда и отсутствие единой цели – приводило к разностильности спектаклей, к постепенному разрушению общего ансамбля, к случайному выбору репертуара. К 1964 году театр был на грани развала, в труппе осталось чуть более 20 человек, плюс огромная финансовая задолженность.

С приходом в театр в 1964 году на должность главного режиссера Георгия Константинова начался новый этап творчества. Театр взял курс на содержательную, проблемную современную и классическую пьесу. Живой отклик у зрителя получили спектакли Константинова «Совесть» Д. Павловой, «Все мои сыновья» А. Миллера, «Барабанщица» А. Салынского, «Отелло» В. Шекспира. Театральная труппа пополняется талантливыми актёрами за счет выпускников вузов, театральных училищ страны – Л. Жирецкая, А. Миков, П. Репьёв, Н. Константинова, Р. Исаева, В. Драконов, Ф. Кулев, С. Снеговской и др., которые впоследствии станут костяком творческого коллектива. В эти годы всё отчетливее становится стремление театра к глубокому раскрытию идеи произведения, к психологически мотивированному выявлению внутреннего мира героев. Неслучайна поэтому в репертуаре театра трагедия А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» – одна из самых значительных работ театра (реж. Г. Константинов, худ. засл. деятель искусств МАССР А. Гзыло). В 1974 году спектакль удостоен Гос. премии МАССР, а режиссёр, художник и актёры, исполняющие главные роли, стали лауреатами Гос. премии.

В 1985 году русский драмтеатр перебрался в построенное для него в 1984 году новое здание (архитектор А. И. Галицкий) на берегу Малой Кокшаги.

В 1993 году театр стал инициатором проведения Международного фестиваля русских театров республик России и стран ближнего зарубежья. В этом же году в Йошкар-Оле состоялся первый фестиваль. В последующие годы были проведены второй (1995), третий (1998) и четвертый (2000) фестивали русских театров. Цель фестиваля заключалась в том, чтобы способствовать развитию русских театральных коллективов в национальных республиках России, странах СНГ и других государствах.

Весной 1994 года состоялся первый республиканский фестиваль «Йошкар-Ола театральная». Представленный на нём русским драмтеатром спектакль «Царь Иудейский» К. Романова (режиссер Г. Константинов) стал обладателем Гран-при. Это была последняя постановка выдающегося деятеля театра – осенью 1994 года Георгия Константинова не стало.

С 1994 по 2008 год художественное руководство театром осуществляли заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Владислав Константинов, народный артист России Михаил Салес, заслуженный деятель искусств Марий Эл Юрий Ильин.

Владиславом Константиновым в театре были поставлены такие спектакли как «Корсиканка» И. Губача (1996), «Танго на закате» (1998) по пьесе М. Булгакова «Зойкина квартира» (художник Б. Голодницкий).

В 1996 году в театре прошли гастроли Малого театра («Волки и овцы» А. Островского и «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского) и творческие вечера народного артиста СССР Ю. Соломина.

В мае 2001 г. художественным руководителем театра стал народный артист России Михаил Салес. С его приходом значительно увеличилось количество выпускаемых спектаклей – за сезон делалось по 5 – 6 новых постановок. Это «Доходное место» А. Островского (реж. нар. арт. РФ М. Салес, худ. М. Аюпова), «Пусть она будет счастлива» Н. Птушкиной (реж. засл. деятель искусств РМЭ Б. Веркау, засл. худ. РМЭ Л. Тирацуян), «Цианистый калий…с молоком или без?» Х. Мильян (реж. нар. арт. России М. Салес, худ. Ю. Скворцова), «Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи (реж. нар. арт. России М. Салес, засл. худ. РМЭ Л. Тирацуян), «Ах, как бы нам пришить старушку» Д. Патрик (реж. нар. арт. России М. Салес, худ. М. Аюпова), «К нам едет…ревизор?» по мотивам пьесы Н. Гоголя (реж. нар. арт. России М. Салес, худ. Т. Старикова), «Укрощение строптивой» по мотивам пьесы У. Шекспира (реж. нар. арт. России М. Салес, засл. худ. РМЭ Л. Тирацуян), «Деревья умирают стоя» А. Касоны (2003), «Идиот» Ф. Достоевского (реж. нар. арт. России М. Салес, худ. О. Кулагина), «Любовь под вязами» Ю. О` Нила (2004) и др. В 2003 году театр попал в поле зрения организаторов первого (и ставшего единственным) фестиваля памяти выдающегося режиссера О. Ефремова и был приглашен в Москву со спектаклем «К нам едет… ревизор?».

С апреля 2005 г. по июль 2008 г. главным режиссером театра был Ю. Ильин. Благодаря его режиссерским находкам актуальное прочтение классики и современной драматургии сочеталось в постановках с высокой театральной культурой. Это нашло выражение в таких спектаклях, как «Игроки» Н. Гоголя (2005), «Аккомпаниатор» А. Галина (2005), «Осенняя история» А. Николаи (2007), «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (2007) и др. Со спектаклем «Игроки» коллектив участвовал в V фестивале русских театров России и стран ближнего зарубежья (Саранск, март 2006 года), где был награждён дипломом участника за успешное выступление.

В 2008 году возродилась традиция Международного фестиваля русских театров республик России и стран ближнего зарубежья. На фестивале, получившем название «Мост дружбы», свои лучшие спектакли показали драматические театры городов Чебоксары, Бугульма, Ижевск, Элиста, Петрозаводск, Ульяновск и Акмолинский областной русский театр драмы из Казахстана.

Академический русский театр драмы им. Г. Константинова активно участвует в театральных фестивалях как в России, так и за рубежом. Ряд его спектаклей был отмечен высокими театральными наградами.

В 2013 году на Х Международном фестивале русских театров «Мост дружбы» спектакль «Солдатики» В. Жеребцова завоевал Гран-при (режиссёр-постановщик – заслуженный артист России А. Сучков). На III Всероссийском фестивале молодого театрального творчества «Театр. Дебют. Ялта» (март 2015 г.) спектакль «Убийца» А. Молчанова (режиссер-постановщик А. Ямаев) получил Гран-при, а также отмечен в номинации «За лучшее режиссёрское решение спектакля». На фестивале «Йошкар-Ола театральная» в 2017 году спектакль «Марш Акпарса» А. Крупнякова (режиссер-постановщик А. Тарасов) был удостоен Гран-при.

В 2018 году театр выступил инициатором проведения фестиваля исторических спектаклей «Навеки с Россией» – в рамках подготовки к празднованию 100-летия со Дня образования Республики Марий. Фестиваль прошёл с 12 по 15 июня в Йошкар-Оле. Его участниками стали Маргосфилармония, Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана, Московский театр русской драмы под руководством М. Щепенко, Владимирский академический областной драматический театр. АРТД им. Г. Константинова представил спектакль «Марш Акпарса» А. Крупнякова.

В 2018 году художественным руководителем театра вновь стал заслуженный деятель искусств Марий Эл и Республики Калмыкия Владислав Константинов. В 2019 году на фестивале «Йошкар-Ола театральная» его постановка спектакля «Аферисты» по пьесе А. Островского «Банкрот» была отмечена в номинации «Лучшая режиссура». Сегодня в репертуаре театра спектакли, в которых актуальное прочтение классики и современной драматургии сочетается с высокой театральной культурой: «Корсиканка» И. Губача, «Сотворившая чудо» У. Гибсона, «Бабье лето» А. Менчелла, «Детектор лжи» В. Сигарева (постановки В. Константинова); «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя (режиссёр-постановщик И. Немцев), «Валентинов день» И. Вырыпаева (режиссёр-постановщик заслуженный артист РФ А. Ярлыков) и др.

В труппе театра работают как прославленные мастера сцены (заслуженные артисты РФ Н. Шведова, Ю. Синьковский, Н. Сулейманова; заслуженные артисты Марий Эл Е. Москаленко, Д. Закиров, Г. Закирова), так и артисты среднего поколения и талантливая молодёжь, на которых держится весь репертуар (Я. Ефремов, Н. Белобородова, С. Васин, Ж. Калашникова-Тимченко, К. Немиро, И. Немцев, И. Новосёлов, Ю. Охотникова, Е. Паршкова, Д. Сафиуллин,  Е. Сорокин, А. Типикин, Н. Ложкина и др.).

Целой эпохой в жизни театра стало время работы на посту главного режиссёра народного артиста Российской Федерации, заслуженного деятеля икусств РСФСР, лауреата Государственной премии МАССР Г.В. Константинова (1964 – 1994 гг.).

Деятельность этого человека занимает одно из центральных мест в истории театра. Георгий Викторович пришёл, когда коллектив переживал нелёгкие времена. Но ему удалось сплотить людей, сформировать дружный коллектив творческих единомышленников и мобилизовать его на следование единой цели. Из самых ярких его работ в йошкар-олинском театре можно отметить спектакли «Царь Фёдор Иоаннович» А.Толстого, «Совесть» Д. Павловой, «Отелло» У. Шекспира, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Мещане» М. Горького, «Бешеные деньги» А. Островского и другие.

Новости

Меню